Елена Семёнова (elena_sem) wrote in od_novorossia,
Елена Семёнова
elena_sem
od_novorossia

Categories:

Елена Семёнова. Заколдованный Замок и его обитатели (О новой книге Игоря Стрелкова)


Это было, это было в те года,

От которых не осталось и следа.

Это было, это было в той стране,

О которой не загрезишь и во сне.

Николай Гумилёв

Ироническое фэнтези – так, пожалуй, вернее всего можно определить жанр обеих книг Игоря Стрелкова, причудливым образом сочетающих в себе романтизм и поэтичность с хлёсткой иронией, подчас более понятной читателям взрослым. Такое «сочетание несочетаемого» придаёт неповторимый колорит всем входящим в них историям.

Новая книга «Сказки Заколдованного Замка» переносит нас в волшебный мир драконов и волшебниц, рыцарей и принцесс, магов и самых разнообразных сказочных персонажей.

Её своеобразие заключается в том, что в ней нет ни абсолютно отрицательных персонажей, ни героев «идеальных».

Принцесса Фаэтина капризна и своенравна. Сбежав от отца, она при помощи старого рыцаря-мага придирчиво выбирает себе суженого из подвергаемых различным испытаниям рыцарей. Последние (большей частью персонажи вполне карикатурные) проверку не проходят, и вздорная красавица обращает свой взор на самого мага Ординаруса, который, узнав о том, вынужден бежать из окна собственного замка, подобно известному персонажу русской литературы.

Ординарус сперва предстаёт читателю сварливым и весьма неприятным старикашкой. Но, вот, откликнувшись на горе принцессы и её феи-хранительницы, он берётся помогать им, постепенно преображаясь и, наконец, рыцарски не щадя себя во исполнение данного слова.

«Волшебник-недоучка» Пронырус, всецело отвечающий своему нарицательному прозвищу, в какой-то миг отказывается помогать в злых замыслах своей невесте – могущественной колдунье Валькирике и принимает, не имея шансов победить, вызов на магический поединок с ней. И с чистым сердцем сам вступает в насланный на него озлобленной соперницей смертоносный хаос, заклиная оный «сорвать с него покровы человеческих страстишек».

А что же Валькирика, самолюбивая и алчная колдунья, ни во что не ставящая чужие жизни? В последний момент пробуждается и её сердце, и она также устремляется в созданный своей злой волей хаос, чтобы спасти любимого.

«В долю секунды картина изменилась. Вместо тёмной волшебницы – почти ведьмы – и её плутоватого мага-спутника в зале остались только любящая женщина и её находящийся в смертельной опасности возлюбленный. С отчаянным криком Валькирика метнулась вперёд и коснулась внутренней поверхности созданного ею кольца ровно в тот момент, когда извне в него вошёл Пронырус. Возникла яркая и беззвучная вспышка белого холодного пламени. И вслед за ней вся зала погрузилась в непроницаемую тьму, лишь спустя пару минут начавшую редеть из самой своей сердцевины, где, испуская всё более и более яркий свет, стояли обнявшись недавние противники».

И, вот, чудо - чистый порыв «недоучки» и запоздалое раскаяние его подруги, их любовь друг к другу сокрушают тёмные чары, сокрушают самое страшное - хаос. Бывший неуч выходит из него мудрым магом, а его невеста-противница – самой великой доброй ведуньей…

«Естественно, преображение произошло только потому, что, пройдя через Испытание Хаосом, наши герои навсегда избавились от самых тяжких и поглощающих бездну светлой энергии страстей: от бесполезного стяжательства, бессердечного эгоизма и пустого высокомерия. А вот любовь огонь хаоса выжечь не смог и она до краёв заполнила их души, освобождённые от шлаков, свойственных людской природе».

В «Заколдованном замке» даже дракон – не страшен, а скорее то смешён, то жалок. Он неотъемлемая часть волшебного мира, а потому не враг его гармонии. Куда опаснее драконы в человеческом обличии, «драколюди» и «драколюдины» – люди с драконьими душами – потомки драконов и похищенных ими принцесс, к коим по утверждению дракона Дранга Драчливого относится большинство земных правителей.

«Не стоит, на мой взгляд, с порога отвергать даже мнение поганца Дранга о том, что хитрые драконы мутировали и теперь прячутся среди людей. Тем более что некоторые из последних своей свирепостью, коварством, жадностью и властолюбием дадут сто очков вперёд самому жестокому ящеру».

А что же победитель дракона? Юный рыцарь Ультр – конечно, герой и человек чести. Пожалуй, у него есть лишь один «недостаток» - людей он мерит своей меркой, а потому чересчур доверчив и подчас до смешного наивен. Наивности этой смеются, считая глупостью. Но эта-то «глупость» и приносит в итоге Ультру победу. «С нормальной точки зрения Ультр поступает как полный дурак. Но у него всё получается», - говорит о нём князь Скопидом. Этот рационалист, нисколько не беспокоившийся о вопросах чести, впервые в жизни поступает благородно, отказываясь от выгодного предложения колдуньи во имя слова, данного спасшему его Ультру. Так «неотмирность» рыцаря, жертвующего собой ради других, пробуждает совесть даже в сухой душе Скопидома. «Лучше «рыцаря бедного» ничего нет лучшего!», - вспоминается фраза из другого произведения русской классики.

Этой своей жертвенной «глупостью», «наивностью» рыцарь, пожалуй, схож с самым положительным персонажем книги – Снулем, чудесным обитателем волшебного леса.

«Зверь был огромен – намного больше самого крупного медведя, очень пушист и когтист. Густой светло-серый мех в тёмно-серую частую полоску придавал ему сходство с гигантским котом, но мордочкой, довольно маленькой по сравнению с остальным телом, он больше всего напоминал хомяка. А уши! А хвост! Уши были огромны – сложенные назад, как у кролика, они двумя меховыми одеялами покрывали всю спину и свисали по бокам. А сверху над ними до самой шеи нависал столь же широкой и очень-очень пушистый хвост, на самом кончике которого красовался длинный жёлтый кривой коготь. Точно такими же когтями украшены были и кончики обоих ушей».

Повисая на этих коготках и образуя таким образом большой «спальный мешок», Снуль спит по полгода и смотрит сны людей и волшебников, спящих в нём. Добрый зверь прощает все обиды, наносимые ему, и спасает обидчиков, рискуя собой, он, не прибегая к насилию, предотвращает зло, которое норовят причинить друг другу волшебники и люди, он защищает и помогает всем абсолютно бескорыстно, чем как и рыцарь, вызывает насмешки, но в то же время побеждает.

«Многие, по глупости своей, действительно восхищались «благородством и самоотверженностью», которые зверь проявил к своим товарищам по несчастью. Другие (их было большинство) в душе над простодушным животным посмеялись, но возражать не стали (…).

Мы, драконы, наученные горьким опытом, тоже с тех пор предпочитаем держаться от этих сонь подальше. Видимо, есть у вас, снули, где-нибудь на небесах собственный покровитель, благодаря которому любые козни не могут причинить вреда даже столь глупым созданиям».

Снуль – во всех смыслах «мешок» доброты и теплоты, в котором нет-нет, а хочется укрыться от студёных ветров нашего недоброго мира. И хвала фантазии, произведшей на свет это чудесное создание.

Как и в «Детективе замка Хэльдиборн», основной сюжет новой книги вбирает в себя несколько самостоятельных сказочных историй.

Весьма назидательна сказка трэльфа о том, как пристрастие к «зелёному змию» превратило прекрасного эльфа в уродливую помесь эльфа и тролля. Несмотря на назидательный характер, история эта написана столь увлекательно и смешно, что не оставляет ни малейшего послевкусия нотации, морализаторства. Это также отличительная черта и несомненное достоинство сказок Стрелкова.

Особенно хороша романтичная и также довольно назидательная история Полурусалки. Маленькая девочка попросила у доброго и безотказного мага в подарок его волшебный мешок, из которого можно было достать всё, что угодно. Несмотря на наказ обращаться к нему лишь в исключительных случаях, юная владелица диковинки однажды не справляется с искушением… И, вот, дом заполняется чужими вещами, исчезновение которых мог возместить хозяевам маг, но не новая хозяйка. Поняв, что навлекла на свой дом беду и позор, несчастная бросается в пруд и попадает во власть Водяного, давно желавшего отомстить ей за «похищение» своего волшебного посоха. Добрый маг, впрочем, уговорил хозяина озера отсрочить рабство утопленницы на сто лет. Если за это время какой-нибудь рыцарь полюбит несчастную, Полурусалка будет спасена.

«- Ах, рыцарь! Вы так добры и благородны! Но чтобы вызволить меня из подводного плена, надо совершить подвиг, который бывает не под силу даже самым мужественным воинам за всю их жизнь! Вы должны полюбить меня настолько сильно, чтобы отринуть все иные дела и прямо сейчас, пока Лунная Дорожка еще не пропала, отправиться по ней далеко-далеко - на другой Край Земли, где поныне живет добрый маг Полномир. И там показать ему мою слезу - вот эту (девушка протянула барону на раскрытой ладони сияющий жемчужный шарик). Тогда Полномир передаст в ваши руки Волшебный Мешок и Вы сможете, опустив в него длань, позвать меня и извлечь со дна озера! Но учтите, если вы не полюбите меня по настоящему - то никогда не пройдете по Лунной Дорожке! Даже не сможете ступить на неё! Вы просто утонете!

- Я уже люблю вас, Кристаллика! Только теперь я понимаю, что никого до Вас еще не любил! Я донесу вашу слезу до волшебника, или погибну! - с этими словами, не пытаясь снять доспехи, рыцарь одним прыжком соскочил с берега на сияющую серебром скатерть Лунной Дорожки и, даже не замочив одетые в сталь сапоги, торопливо зашагал в волшебную даль. Вслед ему, прижав к груди руки в радостной надежде, неотрывно смотрела длинноволосая красавица...»

Как известная магия любви сильнее любой другой. И именно она, по существу, является стержнем «Сказок Заколдованного Замка». Она спасает бедную Полурусалку, Пронаруса и Валькирику, она даёт победу рыцарю Ультру. Она же может спасти трэльфа и его хозяина Ординаруса, вернуть к жизни замок, опустевший и мрачный, о чём мечтает с волшебного портрета, написанного Валькирикой, Ультр.

И, кажется, для этого уже созданы все условия: наступает долгая зима, что знаменует появление на опушке волшебного леса Зимнего Единорога, приходит на зимовку в замок Снуль со своими снулятами, тайком, не выявляя своего присутствия, возвращаются Ординарус и трэльф.

Осталось совсем немного. Что же? Об этом говорит фея Повелитика своей госпоже Фаэтине:

«…ты должна теперь чуточку почаще быть прелестной, весёлой и остроумной. Ты должна помнить, что за тобой могут наблюдать. Не надо притворяться или «выделываться». Просто будь собой, но постарайся показать, что для тебя волшебство и сам волшебник – не пустячное мимолётное увлечение. Надо, чтобы Ординарус поверил, что ты можешь стать для него не обузой, не «Волшебным Мешком Неприятностей» в облике прекрасной принцессы, не ветреной и капризной ученицей, которая с лёгкостью бросит своего старого учителя, как только он станет ей неинтересен, а настоящей верной подругой».

Справится ли капризная принцесса с этой задачей, и преобразит ли магия любви Заколдованный Замок? Ответ на этот вопрос, оставшийся в книге открытым, известен лишь создавшему этот волшебный мир автору.  

Елена Семёнова

Tags: 01. Стрелков Игорь, 12. Семёнова Елена, творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments