Елена Семёнова (elena_sem) wrote in od_novorossia,
Елена Семёнова
elena_sem
od_novorossia

Игумен Кирилл (Сахаров). Неделя в Донбассе. 2 часть

После молебна в церкви св. равноап. кн. Владимира После молебна в церкви св. равноап. кн. Владимира
Артемовск. Родной город поразил своей запущенностью и обшарпанностью:  школа, клуб, сквер и т.д. Только церковь сияла. Она была открыта здесь в конце 80-х годов по моей инициативе. Много потрудился в её благоустройстве мой покойный отец Сергей Яковлевич. Названа была церковь в честь Всех святых в Земле Российской просиявших. Пару мин залетело в пригород города («Садки») В городе никто не погиб. А в соседнем Перевальске было прямое попадание снаряда в машину.

При въезде в город к ж.д. переезду с обеих сторон примыкают вагоны - ими предполагается в случае обострения ситуации блокировать проезд по трассе. В другом месте мы видели разбитую будку дежурного переезда и обломок шлагбаума. Вообще было непривычно мне, уроженцу Донбасса, не видеть движущиеся ж.д. составы, а это всегда здесь было очень интенсивно.  На остановке около ресторана, где много лет работала моя мать надпись «Я люблю русских». Постоял у дома, где жили мои родители. По словам родственницы, живущей по соседству, новые хозяева развели на усадьбе много свиней, держат 6 коров и пр. Три года неподалеку от её окна разводили костры. Стоял невыносимый запах. Она не выдержала, сделала замечание. Нажила себе врагов, соседи стали бросать ей через забор толченое стекло.

Моя родственница говорила: «Я владею наряду с русским языком и украинским, люблю украинские песни. Сейчас не хочу говорить на этом языке - настолько сильно отторжение после всего, что произошло. Украинское телевидение, где говорят, что мы сами себя обстреливаем, убиваем мирных жителей, смотреть невозможно». В Артемовске у шахты «Комсомольская» несколько лет совершаются службы в вагончике. Неподалёку то ли баптисты, то ли иеговисты открыли свой молитвенный дом. Когда я посетил церковь в Артемовске, там настоятель ждал прибытия гроба с подорвавшемся на мине ополченцем. К сожалению, шахта - градообразующее предприятие города, закрывается, так же как и ее филиал - шахта «Комсомольская», где уже срезали «хопера» - завершение шахтных высоких конструкций. Глубина выработки на десятой шахте - 600 м., а на «Комсомольской» - 300 м. Шахты подтапливаются водой, которую не успевает выкачивать старый насос, а нового оборудования нет. На Богоявление был крестный ход из храма на ставок (пруд), с которым у меня было много связано в детские годы. На ставке была устроена купальня. 9 мая из храма крестным ходом шли на братские могилы, где служили панихиду. Жители города четырежды собирались в местном клубе, чтобы поговорить о своем будущем. Неподалеку от базара установлен поклонный крест в память погибших шахтеров. Здесь я совершил заупокойную литию по старому обряду. Напротив креста на первом этаже пятиэтажки находится местное отделение КПУ, наверное, единственной партии, которая присутствует здесь. Рассказывали, что одна женщина держала на базаре киоск. Она несколько раз угрожала, что всех сдаст по списку. Ополченцы несколько раз ее забирали.

На кладбище на могиле матери (исполнилось 10 лет со дня ее преставления) вместе с благочинным совершил панихиду по старому чину. Я предполагал служить только литию, но благочинный убедил, говоря: «Что же Вы, приехали за тысячу километров служить только литию? Давайте служить панихиду». В течение часа, пока мы были на кладбище, ухали взрывы. После панихиды делились воспоминаниями о почившей.

Алчевск. Здесь в гостиничном доме при Никольском соборе мы остановились. Каждый день в Скорбященском приделе собора читали полунощницу по старопечатному тексту. В 9 часов в храме начинали служить панихиду, а затем водосвятный молебен. Странным показалось вот что: служб в соборе в эти дни не было, казалось бы - служи неспеша по Уставу, но нет - все, как и в те дни, когда служба есть - поскору и с сокращениями. Запомнилась в соборе большая икона преп. Иова Почаевского с частицей его мощей.  Обедали в соборной трапезной (особенно запомнились блины с повидлом - они были не из густого теста, а воздушными). Включил радиоприемник и удивился, что работал только один местный канал под названием «Республика». Транслировались патриотические песни, периодически прерываемые объявлением о наборе в ополчение. Местные жители призывались  вступить в ополчение «для скорейшей нашей победы». При этом сообщалось, что военкоматы работают круглосуточно. В старом номере газеты «Мир», издаваемом в Днепропетровске, запомнилась статья о ситуации на Украине еще при Ющенко. В статье приводилась сравнительная таблица между западом и востоком Украины. Запад был частью других государств, а восток частью Российской Империи и впоследствии СССР. На западе преимущественно развивается сельское хозяйство и здесь сельская культура, восток преимущественно промышленный и здесь городская культура; на западе в основном греко-католики и приверженцы раскольнического Киевского патриархата. На востоке в основном православные, относящиеся к Московскому Патриархату. На западе говорят на украинском языке с галицким акцентом, а на востоке двуязычие с преобладанием русского. Украинский язык здесь в полтавском изводе. Для запада враг - Красная армия и москаль-энкавэдист, а для востока - нацисткая Германия и Украинская повстанческая армия. Для запада  друг НАТО, а для востока Россия. Запад Украины ориентирован на Западную Европу, а восток на Россию при толерантном отношении к Европе.  Жители запада относят себя к центральноевропейской цивилизации, а жители востока к восточнославянской. На западе прославляют Шухевича и Бандеру, а на востоке Екатерину Вторую и отстаивают старые названия улиц и площадей.

В пяти километрах от Алчевска была сбита ракета У-2. В ней было 500 кг  тротила (в снаряде «Града» его 40 кг). Если бы эту ракету не сбили, то  она бы снесла пару городских кварталов. На следующий день после нашего приезда узнали, что на городском кладбище будут хоронить 5 погибших ополченцев - вот такое перемирие... Обычное явление в городе - танк или БТР на дороге, люди с оружием в автобусах. Знаменитый металлургический завод Алчевска едва теплится, работает только 2 дня в неделю, газ в его огромных баллонах был откачен. Если бы этого не было сделано - треть города разнесло бы. Около 70 человек в городе умерло от голода - в основном это были старые одинокие люди. Хоронили их в закрытых гробах.

Над захваченным повстанцами зданием СБУ здесь первое время висели российский и монархический флаги. Настоятель храма  - благочинный  о. Александр - почетный гражданин Алчевска. Из 28 священнослужителей, служащих на приходах в благочинии, только четверо с русскими фамилиями. По словам о. Александра, в благочинии все стабильно, есть только некоторые крайности у отца А. и отец П. все спешит. Владыка добрый, но может и наказать, все стало более определенным. Владыка совершает около 180 Литургий в году, а у отца Александра их около 160.  В первые месяцы активно действовали в городе мародеры. Однажды они на перекрестке подошли к о. Александру, сидящему за рулем своей машины, и хотели её конфисковать. Но была установка - «попов не трогать». Интересно, что машина, которую хотели конфисковать сразу после попытки конфискации у о. Александра, принадлежала настоятелю другого Алчевского храма.  Весь металл на протяжении более 20 км от Дебальцево до станции Кипучая (это в нашем городе) был изъят с объяснением: «На подарки детям». В Святогорской Лавре много беженцев, но в храмах пусто. В летнее время беженцы предпочитают купаться в Северском Донце. Вот и ответ на вопрос: « За что?»

В Алчевске в Никольском соборе вместе с о. Александром  совершал Литургию Преждеосвященных Даров. Я думал, что кафизмы опустят или сильно сократят - нет, все читалось полностью. Еще и Евангелие на каждом часе. Читали, однако, так быстро, что мы не успевали делать не только положенные по уставу земные поклоны, но и поклоны поясные. Интересная особенность: когда на третьей славе кафизмы Святые Дары переносили с престола на жертвенник (по старому чину они там находятся изначально) - перед этим в алтаре звонили в небольшой колокольчик. Также и было на возглашении «Свет Христов...» Каждение в начале пения «Ныне силы небесные» совершалась не так, как по старому чину - только престол спереди, а всего алтаря и молящихся из Царских врат. О. Александр характеризовался как человек прорусского духа, хотя родом он с Ровенщины. Говорили, что это умный, рассудительный и снисходительный человек, на котором все держится. В крупнейшем ДК города прошел концерт казачьего хора из Питера. Зал был забит до предела. Аншлаг. Исполняя первую пару песен хор сбивался, т.к. было очень сильное положительное напряжение зала. Это еще раз показывает как важны сюда приезды из России. Жесткой рукой в Алчевске был подавлен бандитизм. Одного из воровских авторитетов расстреляли, взяв с поличным. И все его подельники после этого бежали.

Ящиковка. О.Геннадий сказал, что вскоре после того как нами в местном молитвенном доме был совершен молебен по старому чину преподобным Антонию и Феодосию, строящийся в поселке  храм т.н. Киевского патриархата был передан общине Московского Патриархата.  Храм собираются освятить в честь пророка Захарии - в честь отца строителя храма. Рядом крестильный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских (здесь есть баптистерий). Служба шла более трех часов, на заупокойных прошениях возглашали: «Всех невинно убиенных в междоусобной брани». По окончании службы возник вопрос об употреблении кутьи. По старому чину она освящается перед панихидой или литией, а их не было. Тем не менее, прихожане храма, приученные прежним настоятелем, привыкли её, специально неосвященную,  употреблять после окончания вечерней службы. В настоящее время батюшка учится в Богословском институте в Луганске. Сан священника он принял недавно. В Великий пост старается бывать в Почаевской Лавре - здесь ему нравиться больше, чем в Святогорской. Думает в будущем принимать монашество, но не на приходе, а в монастыре. К старообрядцам относится отрицательно, считает их сектой. Есть старообрядцы и в Чернухино. Настроены они агрессивно. Меня называли еретиком.  При прежнем настоятеле архимандрите Иннокентии была идея устройства в поселке монастыря. Идея заглохла из-за того, что о. Иннокентий уехал в командировку в Иерусалим. Из нескольких часов общения с о. Геннадием запомнилось следующее.  Первое - происшедшие трагические события на Донбассе - это своеобразная встряска. В церковной жизни было много обмирщенности. Выпускники Киевских духовных школ были проникнуты духом экуменизма. Второе - не все благополучно в ополчении. Православные там в меньшинстве. Много язычников, хотя к православию они в отличие от язычников в украинских подразделениях относятся неагрессивно. Курят, выпивают, матерятся. Были случаи самочинного, без участия духовенства, закладок часовен. Приходилось наблюдать, как женщины из Москвы и Питера в джинсах несут хоругви. Имелись случаи ответной жестокости - возникает вопрос, а чем же тогда они отличаются  от «укров»? Много было бесед с о. Геннадием. Он чернобылец, его мать считает себя украинкой, хотя она русская - потомок переселенцев из Орловской губернии в Харьковскую. Им дали кличку Савко, которая потом трансформировалось в Савченко.

Считает, что украинцы более приземленные, для них характерна клановость. Украину считает слепленным государством, спорит с её сторонниками. На зомбирование населения Украины повлияла деятельность Белого братства и выступления экстрасенсов по ТВ. С родственниками в Киеве разговаривать невозможно - там они хвалятся, кто сколько гривен собрал на оружие и краску для украинской армии. «Здесь, в Донбассе, никто себя украинцем не считает, кроме бежавших бизнесменов, тех, кто на  копанках сделал себе состояние». Резко относится к украинофилам. Считают, что украинство было изобретено враждебными силами с целью разделения России, что будет Российская Церковь, как предсказывал старец Лаврентий. «В войне в Донбассе много странностей. Как и в Чечне, здесь останавливали ополченцев, когда они почти побеждали. Идет уничтожение славянского генофонда». Спросил батюшку: « А что будет, если Донбасс останется под Украиной?» - «Тогда приезжайте на мой могильный холмик» - услышал в ответ. Батюшка ездил в Дебальцево на линию огня, чтобы забрать антиминсы из храмов. Самым страшным временем, по его словам, было то, когда Луганск был в кольце. Соседний с жилищем о. Геннадия дом разрушило снарядом. На машине включилась сигнализация. Включив киевский телеканал «Глас», можно видеть одного молодого митрополита, который передает участникам АТО рисунки и открытки от детей и называет карателей «нашими захысныками» (по-русски - защитниками).

Малоивановка. Успенский храм здесь построен в начале прошлого века в псевдорусском стиле. Этот храм мне памятен с детства. Накануне последних потрясений на Украине было завершено восстановление колокольни храма (высота 40 м). Ее главу украсил большой сияющий восьмиконечный крест. На колокольне 8 колоколов, самые большие весом 840 и 400 кг. В храме был заменен пол и солея (после этого амвон стал прямоугольным, а не полукруглым, как был раньше). В храмовой ризнице я насчитал 14 облачений. 2 года назад в Малоивановке была первая в истории архиерейская Литургия на престольный праздник. Батюшка все делает своими руками. В прошлом он занимался боевыми искусствами. Он и сейчас курирует в епархии работу с молодежью в  этом плане. Когда я спросил, что он делал дома, когда мы приехали, то услышал: «читал Писание».  В селе погибло 2 ополченца и один местный житель. Когда «укропы» нарвались при выезде из села на засаду, то стали мстить - стрелять по селу. Глава местной администрации ходил к ним - просил не делать этого. Когда шли бои, то в храме сыпалась штукатурка. В магазине и в ряде домов повылетали окна. Настоятель храма после разгрома дебальцевского котла ездил на место боев, привез оттуда палатку, каску и несколько молитвенников и псалтырей на украинском языке в обложках защитного цвета. На мой вопрос: «Не надоело ли служить в деревне, не хотели бы Вы перейти в городской храм?», батюшка ответил так: «Лучше быть головой у рыбы, чем хвостом у кита». У местного настоятеля есть прихожане и в старообрядческом поселке Городище - он их там посещает.

Андрианополь. 12 ополченцев (среди них были и россияне) опрометчиво приблизились к КПП без опознавательных знаков. Там оказалось подразделение украинской национальной гвардии «Киевская Русь», где было много язычников. Двоих ополченцев сразу «срезали» с автоматов, а остальных взяли в плен. Напившись, украинские каратели стали мучить пленных - отрезали одному голову, тянули жилы и пр. Раздавались душераздирающие крики. Украинские солдаты-срочники и местные жители были в шоке. Умертвив таким дикарским способом пленных, их, порезанных и обожженных, закопали. Место, где были закопаны трупы, было обложено минами. Когда село было освобождено ополченцами, трупы погибших были перезахоронены.

С о. Геннадием С о. Геннадием
Успенская церковь с. Маливановка Успенская церковь с. Малоивановка
Церковь св.вмч. Георгия г. Алчевска Церковь св.вмч. Георгия г. Алчевска
После молебна Кресту в г. Алчевске После молебна Кресту в г. Алчевске

Храмы Ящиковки

Храмы Ящиковки

В Никольском соборе г. Алчевска с о. Александром

В Никольском соборе г. Алчевска с о. Александром
В п. Центральный незадолго до взрыва
В п. Центральный незадолго до взрыва



РНЛ

НАЧАЛО
http://od-novorossia.livejournal.com/509847.html


Tags: геноцид, духовная война, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments